Метафора в поэзии (Творческая Мастерская Алкоры)

Добро пожаловать на наш сайт стихов.
Мы собрали для вас лучшие стихи как известных поэтов так и анонимных авторов из народа!
Читайте на здоровье!!!

К окончанию 2 тура учебной конкурсной серии "Тропы" выяснилось, что задача различения отдельных тропов для многих авторов оказалась сложной. И эпитеты, и сравнения, которые требовалось выявить и показать их мастерское использование в своих стихах, участники конкурсов постоянно путали с метафорами, что не удивительно: в каком-то смысле они похожи: во всех трех тропах присутствует переносный смысл описываемого поэтическим языком объекта, во всех тропах есть элемент выявления сходства чего-то с чем-то.

"Слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство", — говорил Аристотель. По смыслу, по своему назначению эпитет, сравнение и метафора действительно похожи, но у них разная КОНСТРУКЦИЯ. Эпитет всего лишь определяет предмет, используя для определения образную характеристику, данную в переносном (а не в буквальном — информирующем) смысле. Сравнение — это всегда близко стоящая в тексте пара объектов (или действий), которые сравниваются друг с другом явно и недвусмысленно. Автор утверждает их похожесть в чем-то, а вовсе не впадает в какое-то особое, шизофреническое виденье мира, где то, что он описывает, ведет себя странно и. неправильно с точки зрения обычной логики.

Метафора — это наиболее трудный и самый интересный троп. Часто спорный, особенно для прагматичных поэтов без фантазии, которые тонко и верно чувствуют "ненаучность" высказывания, но не способны воспринять особость поэтической речи — переносного значения сказанного, помогающего создать образ описываемого, а не его конкретные черты.

МетАфора (перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое.

Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление разных явлений с помощью использования переносного значения слов, где то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором, но не сравнивается с ним напрямую (то есть без использования конструкции предложения, содержащей "как", "подобно", "словно").

Метафора — это то, что хотя и передает почти тот же смысл, что и троп "эпитет" или троп "сравнение", но представляет собою совсем другое видение мира, иной способ его описания и ощущения. ЛГ, говорящий метафорами, ничего не сравнивает и ничего не определяет — он именно так видит мир. Он живет в своем собственном поэтическом мире, где все видимое им ведет себя не совсем логично, а иногда . не научно! ))).

Как, например, в хрестоматийном стихотворении И.С. Никитина:

"Звёзды меркнут и гаснут, в ОГНЕ ОБЛАКА, белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, ПО КУДРЯМ ЛОЗНЯКА от зари алый СВЕТ РАЗЛИВАЕТСЯ".

Не сравнивает здесь Никитин ничего и ни с чем — у него все живет своей особой жизнью, в которой облака могут быть в огне, а свет может разливаться по кудрям кустарника. Автор так видит мир и использует такую фигуру речи — метафору.

Давайте понаблюдаем, как наши великие поэты использовали метафоры в своих стихотворениях.

Сначала обратимся к поэзии конца 19 века — Афанасий Фет "На стоге сена ночью южной":

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И ХОР СВЕТИЛ, живой и дружный,
КРУГОМ РАСКИНУВШИСЬ, ДРОЖАЛ.

ЗЕМЛЯ, как смутный сон немая,
Безвестно УНОСИЛАСЬ ПРОЧЬ,
И я, как первый житель рая,
Один В ЛИЦО УВИДЕЛ НОЧЬ.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я ВЗОРОМ МЕРИЛ ГЛУБИНУ,
В КОТОРОЙ с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее ТОНУ.

Я выделила в тексте те места, где автор не сравнивает, не описывает что-то, а утверждает свое видение мира с помощью переноса одних качеств (или законов природы, явлений. ) на другие. Использованием метафор автор создает образ персонажа — его настроения, ощущений, хода мысли, — именно персонажа, а не самого пейзажа, не красивой картинки с точными подробностями.

В данном тексте я не выделяла то, что относится не к метафоре, а к сравнению ("как первый житель Рая", "будто в длани мощной. ", "как смутный сон"). Не включены в выделения и такие поэтические рассуждения (но не тропы), как: " Я ль несся к бездне полуночной, иль сонмы звезд ко мне неслись?", потому что в них автор просто рассуждает — что к чему несётся: здесь дан буквальный смысл, хотя и сказано это образно, красиво.

Но вернемся к примерам метафор. Рассмотрим поэзию конца 20 века — Александр Блок «Снежное вино»:

И вновь, СВЕРКНУВ ИЗ ЧАШИ ВИННОЙ,
Ты ПОСЕЛИЛА В СЕРДЦЕ СТРАХ
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я ОПРОКИНУТ В ТЕМНЫХ СТРУЯХ
И вновь ВДЫХАЮ, не любя,
ЗАБЫТЫЙ СОН о поцелуях,
О СНЕЖНЫХ ВЬЮГАХ ВКРУГ ТЕБЯ.
И ты смеешься дивным смехом,
ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ ЗОЛОТОЙ,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, ГЛЯДЯСЬ В ЖИВЫЕ СТРУИ,
НЕ УВИДАТЬ СЕБЯ В ВЕНЦЕ?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?

В тексте не так много типичных метафор (я их выделила заглавными буквами), но они интересны тем, что связаны общим образом — описывают женщину с "тяжелозмейными" волосами. Кстати, "тяжелозмейные"(как и "запрокинутое лицо", "ветер голубой", "чаша золотая") — это эпитеты, а не метафоры, а вот все остальное выделенное — метафоры, перенос мелькнувшего в чаше вина женского лица, "змеящегося в чаше золотой" на видение живых подвижных струй — змей.

И, наконец, примеры использования метафор в революционной поэзии Маяковского.

Маяковский определил метафору как «перемену взгляда на взаимоотношение всех вещей». Он вошел в литературу в такое время, когда революция происходила не только в обществе, но и в искусстве, шли поиски нового поэтического языка. Отсюда обилие необычных метафор в его поэзии.

Одну из задач поэта Маяковский видел в преображении окружающего мира через слово. Пример такой трансформации — стихотворение «А вы могли бы?», где Маяковский демонстрирует свою способность показать «на блюде студня косые скулы океана». Уже из этого стихотворения видно, что немалая часть метафор Маяковского основана на зрительных образах.

«Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты».

Маяковский был не только поэтом, но и художником, поэтому в его творчестве слово было часто неразделимо связано с рисунком.

Еще один прием, используемый Маяковским в построении метафор, — омертвление живого и оживление неживого (чаще всего абстрактных понятий или города).

Омертвление живого — сатирический прием: «вы смотрите устрицей из раковины вещей», «ощетинит ножки стоглавая вошь». Устрица и вошь тоже живые существа, но низшие, совсем неодушевленные. Или «глаза у судьи — пара жестянок мерцает в помойной яме». А одушевляется, например, город, являющийся в глазах Маяковского гораздо более живым, чем его духовно мертвые обитатели.

Если у судьи глаза — жестянки, то у города «зрачки малеванных афиш», «угрюмый дождь скосил глаза», а провода обладают «железной мыслью». Правда, с городом связаны и другие, более мрачные метафоры: «в читальне улиц так часто перелистывал гроба том» или «гробы домов публичных восток бросал в одну пылающую вазу». В этих метафорах можно найти сходство с метафорами позднего Блока.

Интересны и метафоры, связанные с редкими у Маяковского изображениями природы. Они нарочно снижены, так как сотворенное человеком для Маяковского всегда важнее, чем воспеваемая в поэтической традиции природа: «За солнцем улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна» или: «Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе».

В метафорических образах Маяковского город, улица и поэт, творчество нередко переплетаются. Это происходит потому, что Маяковский считал, что задача поэзии — дать голос улице: «Улицы — наши кисти, площади — наши палитры».

Про улицу в поэме «Облако в штанах» говорится:

«Улица корчится безъязыкая
Улица муку молча перла.
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застряв поперек горла,
Пухлые такси и костлявые пролетки.
Грудь испешеходили.
Чахотки площе».

Как улица уподобляется человеку, так и человек (в частности, сам Маяковский) уподобляется улице:

« По мостовой
моей души изъезженной
шаги помешанных
вьют жестких фраз пяты».

Прием оживления применяется не только к улице, к городу, но еще и к абстрактным понятиям, а иногда к выражениям. Часто оживляется слово и мысль: «мыслишки звякают лбенками медненькими»; крик: «шевелит ногами непрожеванный крик».

Еще одна особенность метафор Маяковского — это их глобальный масштаб, стихийность (потоп, пожар), обилие военных (оружие) и библейских (распятие, потоп) образов. Дело в том, что Маяковский считал революцию полным обновлением мира, после которой мир должен создаваться заново. Огромную роль в этом процессе (сначала разрушения, а затем сотворения) играют, опять же, поэт и слово. Библеизмы и образы стихии встречаются и в метафорах темы любви, которая является не менее важной, чем революция или сотворение мира, и тесно связана с ними.

В теме поэта и поэзии распространены метафоры, связанные с распятием («гвоздями слов прибит к бумаге я», крови («окровавленный сердца лоскут», «душу вытащу и окровавленную дам, как знамя»), оружия и войны («баррикады сердец и душ»; «парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту», «застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики»), труда, работы и производства («Разговор с фининспектором о поэзии»).

В теме любви сквозными метафорами являются пожар («пожар сердца»), медведь («шкурой ревности медведь лежит когтист»). Именно в этой теме особенно четко виден вселенский масштаб некоторых метафор Маяковского:

" Привяжи меня к кометам ,
и вымчи,
рвя о звездные зубья.

Млечный путь перекинув виселицей,
возьми и вздерни меня, преступника".
(«Флейта-позвоночник»)

В этой метафоре переплетаются образ космоса и представление о любви как о небесной каре. Такого рода сопоставление не ново в поэтической традиции, как, впрочем, и основы некоторых других метафор Маяковского, но у него метафора доведена до предела и поэтому особенно яркая.

Можно сказать, что метафора, в общих чертах, — это перенесение свойств одного предмета или понятия на другое. Поиск и опознавание метафор — это непростое дело. А разумное и точное применение их в своих стихах — еще более трудное занятие. Поэт всегда находится на грани двух одинаково неприятных для него ошибок — рифмовки буквального содержания стихотворения и ухода формы в заоблачные метафоры- ассоциации, понятные лишь автору, но абсолютно не понятные и шокирующие своей странностью читателя — повод для написания пародий.

Более подробно и на конкретных примерах применения метафор нашими современниками мы поговорим позже — после завершения еще одного — 3 тура конкурсной серии Тропы.

Если вы хотите добавить свои стихи к нам на сайт и по всем вопросам — обратитесь к администрароу проекта! Хорошем Вам настроения и добра!!!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Adblock detector